Авторизируйтесь,
чтобы продолжить
Некоторые функции доступны только зарегистрированным пользователям
Неправильный логин или пароль
Добавить софт
Мой софт

Нотописец

Автор: Михаил Брод
Опубликовано: 19.08.2013
Источник: SoftKey.info

Для записи слов существуют буквы. Для выполнения расчетов - цифры. Химические реакции записываются своими специальными символами. Есть специальные символы и для записи музыки. При создании музыкального произведения, будь это симфония или песня, первоначальная запись нот может быть выполнена и обычной ручкой, но для тиражирования нот такая запись уже не подходит. Ее надо отредактировать, сделать понятными дополнительные символы. Следовательно, необходим специальный редактор.

Хотя на довольно узкую тематику, редакторов существует множество - это такие редакторы, как Sibelius, Encore, Rhapsody, Finale, MagicScore Maestro и другие. Каждая из этих система имеет как плюсы, так и минусы. Чтобы дать квалифицированную оценку, необходимо иметь соответствующие знания. Поэтому просто расскажем о том, что можно получить при использовании программы, а в качестве примера обратимся к системе Finale.

Рассматривать программу, не являясь музыкантом, мы можем лишь как пользователи еще одной компьютерной программы. Для того, чтобы создать ноты грамотно и красиво, надо быть профессиональным музыкантом, который ко всему еще и хорошо владеет компьютером, обладает навыками технического редактирования и не чужд чувства эстетики.

Что такое Finale? Это программа для подготовки нот партитур различных произведений - от церковной музыки до современного авангарда. Именно подготовки, чтобы впоследствии ноты можно было выпустить в виде печатного издания. Но не для "придумывания" музыки - для этого есть иные программы и иные возможности.

Поэтому работу в программе можно условно разделить на три этапа. Первый заключается в первичном вводе нот (с учетом всех инструментов, которые будут участвовать в исполнении), на втором этапе выполняется верстка, а на третьем сверстанные ноты подготавливаются для печати.

Интерфейс программы похож на интерфейс обычного редактора - основная часть окна программы выделена для работы с нотами (одновременно можно открыть несколько документов), есть текстовое меню, основная палитра инструментов, вспомогательные палитры, которые можно разместить в любом месте рабочего пространства. Обратите внимание на то, что при выборе некоторых инструментов в текстовом меню появляются дополнительные разделы.

Создать новый документ можно несколькими способами. Во-первых, используя менеджер шаблонов - но профессионалы считают этот вариант неудобным для дальнейшей работы. (Шаблоны удобны в том случае, когда вы работаете над однотипными произведениями). Во-вторых, открывая новое окно с настройками, используемыми в программе по умолчанию, а это значит, что в окне будет виден лист с нотным станом.

В простейшем случае можно сразу начинать записывать на нотоносец ноты вашего (или чужого) произведения. В более сложном - необходимо добавить необходимое количество нотных станов, для всех инструментов. Для удобства работы инструменты можно сгруппировать (например, выделить в отдельную группу медные духовые, клавишные, ударные, смычковые инструменты), и объединить в одну акколаду (специальный термин для объединения нотоносцев нескольких инструментов). Далее, потребуется установить размер и тональность произведения. Для большинства ситуаций будет достаточно использовать стандартные средства программы, но в некоторых случаях - народные лады, полиметрия - придется применять нестандартные решения.

Теперь надо выбрать способ набора нот. В программе предусмотрено три варианта, но, как правило, пользователь выбирает для себя один в качестве основного, и большинство работы выполняет с его помощью.

Самый простой способ - это простой набор, когда на дополнительной панели инструментов выбирается нужная длительность (нота или пауза) и помещается в то место на нотоносце, где она должна быть. Обязательное требование - точность попадания на нужную линейку (расстояние между нотами программа определит сама). Вместо выбора на инструментальной панели длительность можно выбрать путем нажатия соответствующей ей клавише. Основной недостаток этого способа - медленный ввод. Постоянные переключения, особенно, когда вводятся ноты сложного музыкального произведения, делают это способ неудобным для использования.

При наличии миди-клавиатуры или синтезатора можно использовать способ набора в реальном режиме времени. Для этого требуется хорошее владение инструментом. В этом случае программа будет на лету преобразовывать в ноты все то, что будет проигрываться на клавиатуре (в том числе и ошибки, если они будут встречаться). Особое внимание необходимо уделять точности ритма, так как любые отклонения программа также будет учитывать и результат может оказаться совершенно для вас неожиданным и не соответствующим вашей задумке. Конечно, есть способы частичной компенсации возможных ошибок - работа с метрономом, с квантованием, но полностью проблему это не решает.

Наиболее часто используемый способ ввода - быстрый набор. В простом изложении суть способа заключается в том, что при выборе такта вокруг него появляется рамка с вертикальной линией-курсором. Наиболее простой принцип набора - цифры на основной клавиатуре, которые определяют длительность, а клавиши управления курсором управляют смещением по вертикали, задавая высоту ноты. Так, следуя от ноты к ноте, набираем партитуру.

Программа автоматически следит за правильностью наполнения такта по длительностям, исходя из установленного для данного такта размера. "Лишние" ноты в такте программа ввести не позволит, либо перенесет ввод на следующий такт. Если требуется набрать аккорд, то нужно поместить курсор на нужную долю и, переместив на нужную высоту, нажать клавишу ввода - в результате этого действия появится новая нота. И так далее, пока аккорд не будет введен полностью.

По мере набора программа автоматически будет осуществлять группировку ("вязку") длительностей, но в то же время можно объединение выполнять и вручную. Решены здесь и вопросы набора специальных нот, форшлагов, триолей, повторов, вариантов исполнения и так далее, на чем мы останавливаться не будем. После завершения ввода нот следующий этап - расстановка знаков, определяющих нюансы исполнения, штрихи и иные необходимые обозначения. На этом завершается первый этап подготовки нот и переход ко второму этапу - верстке.

Как бы вы ни старались аккуратно выполнять набор, в линейном режиме ноты будут выглядеть несколько иначе, чем на бумаге. Поэтому предпечатная коррекция обязательно потребуется. Хотя бы даже из-за того, что вам может потребоваться изменить поля печати.

Выбрав режим "Page Layout Tool" увидим, что на странице появилось восемь управляющих точек ("хендлов"), с помощью которых можно управлять как размерами полей страницы, так и полями нотоносцев. Размеры можно устанавливать "на глазок", а можно вводить значения в специальной форме (Page Margins).

Следующий элемент, требующий коррекции - это ранжирование (упорядочивание) нот в такте. В программе имеется три варианта автоматического ранжирования - по долям, по нотам или по длительностям. В зависимости от произведения, можно выбрать наиболее подходящий вариант. Обычно лучшие результаты получаются в случае нотного ранжирования.

Подгонять требуется не только ноты, но и такты на нотоносцах (ведь в каждом такте может находиться различное количество нот, знаков пауз и иных знаков). Подгонка нужна и для систем нотоносцев (так называют совокупность нотоносцев, объединенных в группу аллокадой, тактовыми чертами). Есть много тонкостей в ранжировании нотоносцев и систем. Например, такое ранжирование может быть выполнено для всего произведения в целом, либо для каждой страницы или системы в отдельности. На этом этапе выполняется также подгонка расположения знаков и символов, определяющих стиль игры, т.к. при верстке они могли сместиться. Возможно, потребует корректировки подтекстовка (например, для вокальных произведений) или гитарная транскрипция. Для выполнения подгонки используются специальные для каждого типа символов инструменты.

К сожалению, значительную часть верстки и окончательной шлифовки приходится выполнять вручную, не доверяя ее автоматизированным процессам. Это занимает много времени, но зато результат получается значительно качественнее.

Ну а после наведения "блеска" остается последний этап - распечатка. Под распечаткой здесь нужно подразумевать распечатку результатов на принтере, вывод в формат PDF, экспорт в графические форматы. Непосредстванная распечатка на принтере не так проста, как можно было бы подумать - здесь многое зависит от правильности выполнения настроек принтера, чтобы они не конфликтовали с настройками полей, установленных в программе. Еще более сложная задача существует при спуске полос формата А4 на листы А3, когда необходимо рассчитать последовательность страниц для печати.

Для размещения нот в документах, которые проходят окончательную подготовку с помощью офисных программ (Word), предусматривается вывод нот в графическом формате. Файл в формате TIFF может быть с легкостью помещен в текстовый редактор, программы верстки Quark, Pagemaker и иные. Возможности этих программ позволяют объединить графику и текст, что в дальнейшем легко распечатывается на принтере. Интересной особенностью является то, что ноты, сохраненные в формате TIFF (возможно и иные, но это не проверялось), могут быть импортированы в программу Finale не просто в виде графики, а распознаны и доступны для дальнейшего редактирования.

В заключение приведу немного измененный текст из книги С.Лебедева и П.Трубинова "Русская книга о Finale": "Finale - сложная и непрерывно развивающаяся программа, никакое пособие или документация (не говоря уже о небольшой статье) не сможет дать ее полной и всеобъемлющей картины. Только в практических экспериментах, на извилистой тропе проб и ошибок вы обретете необходимые профессиональные навыки работы в одном из лучших (и одновременно самых сложных) "нотаторов" XXI века."

P.S. При ознакомлении с программой и подготовке статьи большую помощь оказали книги С.Лебедева и П.Трубинова "Русская книга о Finale", А.Леднева и Д.Горелкина "Finale. Руководство начинающего пользователя".



Статистика
Всего программ 28602
Скачиваний сегодня 537
Скачиваний вчера 1336