StaffLogger - монитор рабочего времениАвтор: Алексей Таченков Опубликовано: 21.07.2011 Источник: SoftKey.info 
Есть такая офисная мудрость – если ты не распланируешь свой день, то его обязательно распланируют за тебя. И, наверное, слава богу, что эта мудрость есть и вполне себе работает, и каждый выбирает себе более удобный режим: планировать или быть распланированным.
О планировании и перепланировании написано и издано много чего хорошего, но вот есть во всем этом один нюансик, часто упускаемый и руководителями, которые координируют и расписывают время своих сотрудников, и самими специалистами, разрывающимися между работой и процедурами тайм-менеджмента.
Между тем об этом самом нюансе писал еще в одной из первых своих книг, кажется, это была книга «Тайм-драйв», гуру российского тайм-менеджмента Глеб Архангельский. А писал он примерно следующее (специально не приводится дословная формулировка, поскольку описанное является переработанным опытом автора статьи). Человеческий мозг устроен таким образом, что ему, во-первых, необходимы исходные данные, для того чтобы хоть что-то планировать и без которых получается не планирование, а, скорее, метод прогнозирования при помощи левой пятки, а во-вторых, если у нас есть поглотители времени (а они есть почти всегда), то при их фиксации, даже если с ними ничего не делать специально, их количество уменьшается. Поглотители времени - это такие отвлечения, которые частенько рушат все наши планы. И правда, ответить в ICQ, посмотреть новости в Интернете, среагировать на телефонный звонок или ответить на устный вопрос от соратника по работе вроде бы не занимает много времени. А вдруг много? И сколько этого «много» на самом деле?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, в книге предлагался метод мониторинга своего времени при помощи простой таблички, в которой человек мог отмечать все дела, которые он делал в течение дня, с фиксацией по минутам (часам), и отдельно галочками все переключения на поглотителе времени. Потом все галочки умножались на некоторое количество минут, например на 3 минуты, и получался бюджет времени, который тратился на поглотителе. Метод забавный, но только вот уж муторный очень. Меня хватило примерно на месяц такого мониторинга; сотрудников, которые тогда работали со мной, и того меньше, хотя много любопытного о себе мы всё-таки узнали.
Однако мысль о нормировании собственного времени и отслеживании реальных затрат, видимо, была не только у нас, поскольку обнаружилось, что существует такая компания, как «Альмеза», которая переложила контроль за временем с хрупких плеч руководителей на плечи аналитического аппарата компьютерного оборудования.
Компания специализируется на разработке программных продуктов для менеджмента в области времени, и одним из ее решений является продукт StaffLogger. Программа - простенькая до ужаса, но при этом нужный функционал, о ручном применении которого писалось выше, реализуется на ура.
Другими словами, программа просто учитывает время, которое тратил пользователь компьютера на то или иное приложение, посещение определенных сайтов (я с удивлением обнаружил, что зашкаливающее количество времени у меня уходит на развлекательный ресурс bash.org.ru, на который заглядываешь в течение дня, казалось бы, буквально «на минуточку») и которое компьютер простоял без дела.
На самом деле анализ по сайтам, конечно, можно получить и при помощи специального серверного программного обеспечения, но, во-первых, не у всех оно есть, а во-вторых, чем проще реализовано получение аналитики и чем ее больше (серверное, «файрволовое» ПО вряд ли отслеживает активность программ, а не только посещаемые сайты, на компьютерах пользователей), тем лучше. С простотой же и объемом получения отчетов у StaffLogger полный порядок.
Чем порадовал StaffLogger? Да, собственно, этим самым и порадовал. Отслеживанием и представлением информации о моей активности в течение дня, а затем недели и месяца, в табличном и графическом виде. Графические отчеты наглядны и сразу показывают, кто виноват и что делать, табличные же отчеты можно выгрузить в другое ПО и там с ними провести дополнительные манипуляции, если в этом, конечно, есть необходимость.
 | | Топ-10 |
Сам StaffLogger ресурсы почти не потребляет, висит незаметно в углу, но в нужный момент его можно вызвать и визуально, в том числе в процентах от общего количества времени, посмотреть, чем был занят человек, работающий за компьютером. Как по приложениям, так и по посещенным сайтам.
Удобно, в том числе, посмотреть и время на простой компьютера, когда никаких действий за ним не производилось. StaffLogger к тому же ранжирует отсутствие активности по нескольким параметрам – сколько времени был запущен хранитель экрана, либо компьютер был заблокирован, либо просто пользователь спал, говорил по телефону, курил, то есть к компьютеру не прикасался.
Впрочем, система позволяет разнести по категориям не только отсутствие действий пользователя компьютера, но и любые активности пользователя по подгруппам: приложения для развлечений (например, аудио- или видеоплееры), для общения (ICQ, Scype, прочие мессенджеры), для работы (а это уже смотря у кого какая работа), другие группы. Затем все это можно вывести в различных разрезах на экран с детализацией по дням, месяцам или годам. Очень уж красиво и четко видно, в какие дни больше времени ушло на болтовню, а в какие и правда пришлось напряженно потрудиться.
 | | Хронометраж по категориям |
Программу можно использовать не только для понимания того, сколько времени уходит на ту или иную задачу или на отслеживание затрат на поглотители времени, но и как средство контроля за вверенными в руки руководителя человеческими ресурсами.
Ее можно поставить на рабочие места сотрудников, причем есть возможность сделать это таким образом, что данные о ней не будут поступать к самому подконтрольному специалисту, он даже может о контроле и не подозревать. А вот в центральном приложении, на сервере, которым вполне может быть и компьютер директора, вся сводная информация по отделу, департаменту или предприятию в целом или по каждому сотруднику в отдельности, эти данные будут вполне видны.
Подстава? В общем, для сотрудника, наверное, да. А вот для работы предприятия в целом очень даже полезная штука. Хотя, если честно, и для сотрудника, скорее всего, тоже полезно, это его систематизирует (не все мы можем делать это самостоятельно) и позволяет рабочие задачи выполнять именно в рабочее время, а не вечером, когда пора отправляться домой.
Производитель, правда, еще обещает, что при работе в таком режиме можно будет выделить и самого эффективного или неэффективного сотрудника, но пока этого сделать не удалось, поскольку программа тестировалась скорее для локального пользователя, нежели для корпоративного режима.
Данный функционал поддерживается и в "старшем брате" StaffLogger, который называется "LeaderTask Персональный органайзер". Он также разработан "Альмезой". И о нем стоит сказать несколько слов отдельно, очень уж он интересен.
В LeaderTask реализована работа с несколькими группами бизнес-процедур: он является почтовым клиентом, системой для планирования встреч и задач, системой управления проектами, позволяет работать с контактами и заметками.
Продукт очень похож на MS Outlook, но при этом по стоимости он гораздо дешевле. Собственно с самим-то Outlook LeaderTask вполне себе неплохо синхронизируется и обменивается задачами, контактами, заметками и так далее. Однако в нем (в LeaderTask) есть несколько очень важных отличий, которые, на мой взгляд, могут быть полезными очень многим.
О том, что продукт поддерживает хронометраж времени, позволяет предоставлять информацию в различных разрезах (программы для работы, коммуникации, отдыха, группировка по посещенным сайтам), уже говорилось. Но это не все.
С точки зрения работы с задачами и встречами здесь есть такая интересная особенность, как их иерархичность, которой, собственно, вышеназванному Outlook и не хватает. Другими словами, по каждой задаче можно сформировать подчиненность (дерево) по подзадачам и отслеживать их не только по категориям, но и в разрезе вышестоящей или нижестоящей задачи. В LeaderTask есть и отдельная сущность под названием "Проекты". Внутри проектов можно создавать задачи, исполнение которых необходимо отслеживать в контексте конкретного проекта, а не независимо. Что очень удобно.
 | | Проекты в LeaderTask |
Также любую задачу можно связать с любым количеством проектов, категорий или контактов, а это, в свою очередь, позволяет увидеть дополнительную аналитику при планировании. Само собой, возможность привязывать контакты к задачам или задачи к контактам делает программу CRM системой (в определенном приближении).
Другим "нетрадиционным" свойством у задач в системе является вкладка-результат. Другими словами, мы можем не просто зафиксировать тот факт, что задача была выполнена, но и проанализировать, а что, собственно, получилось в итоге и, может быть, как именно мы к этому пришли.
Понятно, что в LeaderTask вполне себе традиционно работает и механизм напоминаний, так что как планировщик система более чем удалась.
Кроме того, в программе реализован отчет по выполненным за период задачам, который можно предоставлять руководителю или которым любоваться самому. В Outlook штатными средствами такой отчет получить гораздо сложнее.
Отдельного упоминания заслуживает интеграция программы с другими приложениями. Outlook, Google Calendar, MindManager синхронизируются с LeaderTask легко и непринужденно. К тому же для обработки данных можно установить плагин в Firefox или в Chrome, что облегчает работу с задачами и проектами на лету.
Есть еще отдельная модификация продукта: "LeaderTask Управление компанией". Если в двух словах, то она отвечает не только за работы с собственным временем, но и за распределение задач между сотрудниками, установку сроков, мониторинг выполнения работы, контроль результатов.
Собственно, согласно сайту производителя, данные программы рекомендуют к использованию ведущие специалисты по тайм-менеджменту. И, судя по всему, вполне заслуженно. Впрочем, для людей, которым не нужен серьезный планировщик (или они, как и я, привыкли использовать другой) и которым достаточно просто отслеживать свою активность (и активность своих сотрудников) по используемым на компьютере программам и сайтам, вполне достаточно простого, но эффективного StaffLogger.
|