Нереальное - реальноАвтор: Роберт Басыров Опубликовано: 26.09.2007 Источник: SoftKey.info 
Реально ли потеснить на компьютерах многих тысяч пользователей программу, которая известна всем и пользуется заслуженным уважением и признательностью за ее продуманный функционал, удобный интерфейс? Может, и не реально, но многие пытаются. И более всего это заметно в среде файловых менеджеров - программ, создать которые вроде как не сложно. Одну из таких программ мы уже вам называли: Sky Commander. Вот и Unreal Commander претендует на то, чтобы заменить фаворитов - FAR и Total Commander на компьютерах пользователей.
Пробиться с новой программой на рынок не так-то сейчас просто. Места под солнцем поделены, и способ для создания собственной ниши только один: создавать для начала бесплатный аналог и, когда он приобретет достаточную известность, перевести его в платные. Именно так и собирается поступить автор "Нереального командира" - Макс Дизель. Посмотрим, насколько реально его продукт может быть интересен для нас на данный момент его развития (а ведет свою историю он с 2006 года).
Unreal Commander - двухоконный файловый менеджер, который на данный момент абсолютно бесплатный, если не считать время, проведенное в Интернете при регистрации программы. Но, как ни странно, именно с регистрацией онлайн и возникли проблемы, не хотел Unreal Commander автоматически регистрироваться. Пришлось идти на сайт программы и создавать ключ вручную. Такое начало немного испортило первое впечатление, но забылось впоследствии.
Основная функция файлового менеджера – обеспечить быстрый и удобный доступ к любому файлу на любом носителе. В этом плане Unreal Commander вполне может потягаться с любым файловым менеджером, несмотря на его именитость. Сделано все, чтобы доступ был действительно быстрым и удобным:
- закладки-табы в каждом из окон менеджера;
- кнопки быстрого перехода в корень каталога и быстрого поднятия на один уровень вверх;
- кнопка истории последних открывавшихся папок;
- Hotlist – заранее созданный список папок, который можно быстро открыть.
 | | Unreal Commander |
Используя эти инструменты, каждый может создать для себя систему, понятную ему и обеспечивающую быстрый переход в любую из папок в самом развитом дереве каталогов. Например, можно создать закладки с разной степенью фиксации для постоянно востребованных папок, а для менее часто открываемых папок использовать механизм Hotlist или историю. Если добавить к этому механизм ярлыков на папки и файлы, то перемещение по папкам вообще станет удовольствием.
 | | Кнопки быстрой навигации и открытая панель Hotlist |
Но быстрая навигация – это далеко не единственная функция файлового менеджера. Файл еще нужно быстро открыть в нужном приложении. Тут Unreal Commander тоже на высоте. Файлы открываются по двойному клику в ассоциированных приложениях. При этом сами иконки приложений можно вынести на панель команд самого файлового менеджера – это чтобы иметь возможность открывать файлы в неассоциированных приложениях. Скажем, для просмотра файлов jpg по умолчанию используется ACDSee, а редактировать их вы предпочитаете в "Русском дизайне". Дважды ассоциировать формат файла с программой невозможно, вот и вынесите иконку "Русского дизайна" на панельку "Нереального командира".
На панель инструментов можно вынести не только значки приложений, но и команды или ярлыки файлов. Например, вывести команду "Свойства", чтобы иметь возможность в один клик вызвать для просмотра окно свойств файла. Или поместить на панель документ, над которым вы сейчас работаете, чтобы иметь возможность в один клик открыть его в нужном приложении.
 | | Добавленные ярлыки программ |
К сожалению, тут вскрылась еще одна недоработка, связанная с функцией drag&drop. Она работала от случая к случаю. Далеко не всегда срабатывал правильно простой перенос файла на иконку приложения. Приложение при этом открывалось, а указанный файл – нет. Его приходилось открывать опять же через команду "Файл>Открыть". Далеко не всегда удавалась добавить иконку приложения, файла или команды на панель файлового менеджера. Остается надеяться, что это "проблема роста" программы и она будет разрешена.
Поиск нужных файлов общем списке, а также их фильтрация также можно отнести к необходимым возможностям. Для этого в программе есть функции фильтрации файлов по расширениям, а также возможности цветового выделения названия файлов в зависимости от их типа. Можно назначить один цвет для исполняемых файлов, второй – для графики, третий – для текстовых и так далее.
Среди других функций по работе с файлами: групповое переименование файлов и каталогов, синхронизация каталогов, фоновое копирование/перенос/удаление, безопасное удаление файлов (WIPE).
Собственно, весь другой функционал, который приписывают файловым менеджерам как бы по умолчанию, не является для них изначальным, но к дополнительным возможностям мы все так привыкли, что без них как-то уже и не так воспринимается программа. Например, просмотр файла в самом файловом менеджере. Unreal Commander умеет это делать, в него встроены просмотрщики xUP и Universal Viewer. И в любом из окон теперь можно просмотреть хоть текст, хоть картинку. Вот только форматы xUP понимает не все, скажем, формат GIF или формат ODT от офисного пакета OpenOffice не понимает.
 | | Просмотр изображений во второй панели |
Или работа по протоколу FTP, которая тоже стала уже почти обязательным требованием для порядочного файлового менеджера. Здесь к Unreal Commander претензий тоже нет. Единственное, чем можно было попенять, так это функции, аналогичной "Новое FTP-соединение" у Total Commander. Эта функция полезна, когда надо загрузить по FTP один-единственный файл с динамично создаваемого аккаунта с файлообменного сервера. Такой аккаунт создается только на время загрузки/выгрузки файла, и нет никакой необходимости заносить его в список постоянных FTP-серверов.
Весь остальной функционал, которым блистает тот же Total, обеспечивается за счет плагинов, которые может разработать любой желающий. Unreal Commander в этом несколько ограничен. Во-первых, поддерживаются только два типа плагинов: плагины просмотра (WLX) и плагины архивирования (WCX). Во-вторых, эти плагины подключаются не всегда корректно. Была идея, что некорректная работа плагинов – это проблема конкретно нашей инсталляции файлового менеджера, но, пообщавшись на форумах, выяснили, что это довольно часто возникающая проблема.
Интерфейс программы Unreal Commander довольно приятен и практичен. Поддерживаются стили оформления, которых в дистрибутив зашито шесть штук. Сами стили можно поднастроить под себя. Иконки на панели инструментов можно варьировать по размеру. Но сами иконки не настолько понятны, чтобы первое время не приходилось обращаться к всплывающей подсказке. В настройках программы есть возможность вставить на любую из панелей фоновую картинку. Внешне эта "фича" выглядит привлекательно, но работать с таким фоновым рисунком не очень удобно: пестрые картинки затрудняют чтение названия файлов. Приходится либо картинки подходящие подбирать, либо отказываться от самих картинок.
 | | Неполный перевод интерфейса |
У интерфейса есть еще одна, на наш взгляд, недоработка. Он не полностью русифицирован. Если с неполной русификацией кнопок на панели инструментов еще можно смириться, то с неполной русификацией в настройках (списки команд в ряде окон настроек) все сложнее. Профи от компьютеров, которые понимают написанные на английском команды, могут и не посмотреть в сторону Unreal Commander, им проще заплатить за привычный Total (если они еще не приобрели его). А новичков, которым Unreal вполне подойдет, может отпугнуть этот не полностью русифицированный интерфейс.
Резюме
Unreal Commander - достойная замена для платных файловых менеджеров. С базовыми функциями этого класса программ он справляется хорошо, а дополнительные функции нужны, в общем-то, немногим. Если вы не приверженец религиозных войн по поводу того, чей файловый менеджер лучше, то попробуйте Unreal Commander. |