Расписание занятий. Школа, колледж, университетАвтор: Иван Афанасьев Опубликовано: 20.12.2012 Источник: SoftKey.info 
Давным-давно, в конце XX века, подростки бегали к еще неработающей школе, чтобы переписать расписание на новый учебный год. Особо ленивые вечером 31 августа названивали друзьям и узнавали, какие учебники брать на завтра. После школы у кого-то начинался институт, у кого-то техникум, но в обоих случаях самым главным вопросом оставался "какая первая пара?". Никто не задумывался, как делались расписания занятий, как вообще можно вручную совместить классы, аудитории, преподавателей, дисциплины, да так, чтобы всем студентам досталось равное количество учебных часов, а учителям, наоборот, не приходилось перерабатывать лишнее. К счастью, эти времена миновали, теперь расписание можно сделать на компьютере и любой студент может его посмотреть в электронном виде на сайте учебного заведения с экрана своего смартфона. Специальные программы позволяют автоматически отслеживать все нюансы учебного процесса и контролировать баланс результата.
Программный центр "Помощь образованию" специализируется на создании систем для автоматизации учебных заведений. Существует три базовых продукта для составления расписаний, построенных по единой схеме – это "Экспресс-расписание Школа", "Экспресс-расписание Колледж" и "Экспресс-расписание ВУЗ". Плюс к этому существуют два специальных проекта – "Экспресс-расписание ВС" для военных училищ и "Экспресс-расписание ИПК" для институтов повышения квалификации. Но, по сути, все эти продукты различаются практически только названиями справочников и используемых реквизитов (например, у школы учителя и классы, у вуза – преподаватели, аудитории и группы). Плюс учитываются некоторые нюансы типа первой и второй смены в школе, верхней и нижней недели в университете, урок в 45 минут или пара в полтора часа и так далее. Технически же принцип работы и интерфейс везде одинаковые. Поэтому, в качестве примера для обзора, разберем "Экспресс-расписание Школа" как более простое для понимания.
Основной принцип "Экспресс-расписания" состоит в заполнении справочника нагрузок, то есть информации, в каком объеме какая дисциплина должна быть в расписании. Далее заполняются справочники, описывающие, собственно, ваше учебное заведение – преподаватели, аудитории, группы учащихся, классы, предметы. На основании этого программа автоматически формирует расписание. Сформированное автоматически расписание представляется как некий идеальный план. Используя этот план, специально обученный специалист может составить уже реальное расписание с привязкой к календарю и реалиям жизни школы.
К программе прилагается краткое руководство, в котором описана основная последовательность действий по созданию расписания. Основываясь на нем, мы и посмотрим функционал "Экспресс-расписания". Полное руководство состоит из порядка 150 страниц документа MS Word и почему-то скачивается отдельно. Программа существует в двух версиях – локальная и сетевая. А также в трех модификациях – "Мини", "Оптима" и "Полная". Они различаются по максимальному количеству классов, которые можно ввести в справочник, и, соответственно, стоят по-разному.
Итак, если следовать этапам работы с программой, указанным в кратком руководстве, то первым делом необходимо создать новую базу данных. К сожалению, в демонстрационной версии, с которой приходится иметь дело, эта часть работ недоступна, поэтому остается лишь догадываться, как это все работает. Судя по всему, вы можете создавать несколько баз данных. Одна база данных представляет один учебный период в одном учебном заведении. Так как даже обычная средняя школа на самом деле состоит, как минимум, из младших, средних и старших классов, то вести для них раздельные информационные базы является необходимым условием. Таким образом, вы можете составлять независимые расписания для каждого учебного процесса. Кроме того, естественно, что на каждый учебный год (или полугодие) необходимо создавать новое расписание. Новая база может быть заполнена демонстрационными примерами, а может быть создана пустой. Демонстрационные примеры полезны на стадии изучения "Экспресс-расписания" – по ним сразу видно, где что должно быть и от чего зависит то или иное действие.
 | | Настройки |
Вторым шагом в инструкции значится настройка параметров. Здесь задаются основные правила, по которым будет вестись работа. Во-первых, указывается учебный период, который обычно соответствует учебному году или полугодию и начинается первого сентября. Задается максимальное количество уроков в день, количество недель в расписании (например, расписание на четную и нечетную недели может различаться), количество учебных дней в неделю. Кроме того, задаются предпочтения по интерфейсу - в основном это касается запросов на подтверждение различных важных действий и параметров отображения основной таблицы. Тут же заполняется форма с реквизитами учебного заведения – как-никак расписание является своего рода официальным документом.
Далее необходимо заполнить все общие справочники:
- методические объединения;
- параллели;
- типы аудиторий;
- аудитории;
- учителя;
- типы классов;
- виды обучения;
- учебные классы;
- учащиеся;
- предметы;
- праздничные дни;
- время уроков;
- причины запретов;
- типы уроков.
Смысл большинства, я думаю, понятен. Методические объединения являются, по сути, видом преподаваемых дисциплин – математика, биология, физкультура, ОБЖ и прочие. С помощью типов аудиторий можно разделить, например, специализированные классы (спортзал, кабинет музыки, мастерские) и общие. Справочник учащихся необходим для составления персональных расписаний. Причины запретов – это ограничения, которые могут повлиять на составление календаря расписания.
 | | Нагрузка |
Четвертым шагом следует одна из самых важных операций – это план нагрузок. С одной стороны – это учебный план для классов. План вводится для каждого класса отдельно. Для каждой изучаемой дисциплины указывается общее количество часов, количество часов в неделю и продолжительность изучения (например, если курс рассчитан не на весь учебный год). Здесь же настраиваются необходимость использования специализированных аудиторий, тип занятия (практика или лекция) и некоторые другие параметры. В дальнейшем, используя справочник предметов, в котором указана трудность каждой дисциплины для каждой возрастной категории, высчитывается максимально допустимая нагрузка на школьников в день, согласно СанПиНу. С другой стороны, аналогичный план создается для каждого преподавателя, которым указанное количество часов оплачивается. Помимо этого в разделе есть несколько других, более сложных инструментов, позволяющих гибко настроить и распределить нагрузку (например, объединять классы по группам для изучения иностранного языка или проводить массовые уроки физкультуры).
Наконец, можно создать план основного расписания. Он создается без привязки к календарю и представляет собой идеальный вариант, составленный исходя из ранее введенных настроек. Его можно создавать многократно, внося корректировки и контролируя результат. На основании этого плана создается рабочее или "текущее" расписание. Текущее расписание может быть составлено на любой отрезок времени, оно учитывает нерабочие и праздничные дни. Текущих расписаний может быть несколько, и их можно редактировать без влияния на главное основное расписание. В то же время программа отслеживает различия между планом и отредактированным фактом, благодаря чему видно, насколько сильно они расходятся.
 | | Планшет уроков |
Редактирование как плана, так и текущего расписания происходит в так называемом планшете уроков. Окно планшета разделено на две части. В верхней половине - собственно расписание по дням недели либо привязанное к календарю, если редактируется один из текущих вариантов. В нижней части, в зависимости от контекста, отображается сформированная таблица нагрузок. Под контекстом подразумевается один из трех режимов работы планшета – расписание для класса, расписание для преподавателя и расписание для аудитории. В таблице нагрузок можно выбрать свободного от уроков преподавателя и назначить его классу либо ввести ученикам еще один урок, если есть свободное "окно". При этом программа сразу оповестит оператора, если суммарные значения нагрузок превысят установленные нормы либо возникнет пересечение с другими классами, учителями или аудитория занята. Для полноценной работы с этим функционалом (да и со всей программой в целом) лучше, конечно, прочитать полное руководство, так как предоставляемые возможности достаточно обширны, а интерфейс не так уж чтобы сильно дружелюбен и интуитивно понятен.
Последним основным шагом является собственно то, ради чего и используется программа, – печать расписания на большом листе. Итоговое расписание может быть сформировано и для каждого класса отдельно, и для учителей. Его можно сохранить виде таблицы Excel для дальнейшего электронного использования. Если у школы есть свой сайт (а он должен быть), то программа может автоматически опубликовать его там. Кроме расписания в программе доступно множество статистических и фактических отчетов.
 | | Статистический график |
В целом видно, что "Экспресс-расписание" создавалось при глубоком изучении учебных процессов в учреждениях различного типа. В программе учтена вся специфика работы учителей и администрации школы как с точки зрения образования и воспитания, так и с точки зрения отношений работник - работодатель. Как уже упоминалось, интерфейс не слишком хорошо продуман (кнопочки маленькие, а планшет уроков требует большого разрешения экрана), хотя, я думаю, для специалиста, вовлеченного в процесс и понимающего назначение того или иного инструмента, разобраться будет не так сложно, как новичку. К тому же разработчик предоставляет зарегистрированным пользователям всестороннюю помощь, начиная от подробного учебника и видеоуроков до консультаций со специалистами службы поддержки.
|