Авторизируйтесь,
чтобы продолжить
Некоторые функции доступны только зарегистрированным пользователям
Неправильный логин или пароль
Добавить софт
Мой софт

Звуковой "Фотошоп" для саунд-дизайнера. Обзор спектрального аудиоредактора Sony Spectralayers 2 Pro. Часть 2

Автор: Виктор Фрэйн
Опубликовано: 15.01.2014
Источник: SoftKey.info

Sony Spectralayers 2 Pro

Прошлую часть обзора я закончил далеко не риторическим вопросом. Вы спросите: "Ну, сделали мы слой и дальше что? Что с ним дальше делать?"

А вот что. Перебирая YouTube в процессе подготовки обзора, я наткнулся на достаточно показательный обзор. В нем автор проводит простой эксперимент, но он хорошо показывает возможности программы. Я решил не изобретать велосипед и просто привожу здесь ссылку на него (с одной лишь оговоркой - тот видеообзор идет по предыдущей версии, но процесс, который разбирается в обзоре, проходит точно так же и во второй версии, так что смотрите смело - получите вполне четкое впечатление). Некоторые элементы нижеследующих действий мы с вами уже выполняли в первой части.

Итак, что делается в эксперименте по извлечению (Extraction). Во время того, как женщина что-то говорит, на заднем плане начинает выть сирена. У нее вполне выраженные частоты, и для примера этот звук подходит очень неплохо. Создаем слой (как раз в том же окошке, где мы с вами выкручивали на максимум ползунок дБ), называем его для понятности Sirene. В оригинальном спектре частот надо хорошо "позумить", чтобы стали видны кривые, которые показывают четкое распределение частоты сирены. С помощью инструмента выделения частот эта кривая выбирается и глушится. Но остаются так называемые гармоники - сопутствующие звуки, как отражение или эхо, но, как видите, на другой частоте (хотя той же формы). В опыте они остаются и по-прежнему звучат. Поэтому нужно выбрать инструмент Extract Harmonics, который будет выделять и кривую самой сирены, и сопутствующие ей гармоники более высоких частот. Действие чем-то напомнает фотошоповское Magic Lasso. Впрочем, некоторые участки частотного диапазона "несиреновых" звуков он тоже может захватывать. Поэтому, даже когда в результирующем файле остается от сирены только еле-еле различимый призрак, звук все равно имеет характерный "окрас" ограниченности - как после любой чистки.

С вырезанием частот музыкальных инструментов или голоса все сложнее - гармоники бас-гитары в следующем примере в том же видео частично совпадают с частотами голоса, их сложно убрать. Поэтому, убирая гитару, автор неизбежно портит голос в треке. Тут уже надо экспериментировать и подбирать правильную "чистку". Но в определенном приближении результат все равно будет.

В выделении, кстати, можно подрезать те частоты, которые не относятся к вырезанию - своего рода "шлифовка наждачкой-нулевкой". Когда извлечение остается "в гордом одиночестве" на выделенном слое (убираем значок показа глобального микса), такие шероховатости очень хорошо видны и их сравнительно легко удалить инструментом Eraser. Хороших итоговых результатов можно добиться и с помощью инвертирования фаз.

Или взять, к примеру, инструмент для извлечения шума (Noise extraction tool) - с помощью него можно выбирать (заштриховывать) шум в любом участке трека в качестве образца. Зарегистрировали образец шума, затем протянули (с учетом новых "знаний" о шуме в данном треке) по всему таймлайну и выделили весь шум. Как человек, который немало боролся с шумом в волновых формах стандартными средствами, я очень обрадовался такому инструменту.

Вообще с помощью этой программы вы можете делать и вполне очевидные вещи - копировать и вставлять, перемещать различные звуковые элементы между слоями или же чистить звук в нескольких файлах пакетно, сличать отпечатки звука и находить их по всему файлу, извлекать звуковые характеристики из одного файла и применять эти параметры к другому файлу. А инструмент Shape позволяет легче извлекать более "сформированные" звуковые элементы, то есть имеющие более четкие формы - например, извлечь партии ударных намного легче, чем размазанный по спектру эмбиент.

Сделав такую фундаментальную чистку, вы далее либо обрабатываете звук каким-либо плагином VST-эффекта, либо (в идеале) передаете на дальнейшее редактирование в полноформатный редактор. Для этого выбираете в меню Process - Edit in Sound Forge Pro или Send to Sound Forge Pro.

Также можно настраивать и взаимодействие с другими аудиоредакторами (в настройках прописываете путь к внешнему редактору). В списке сочетаемых вы найдете основные популярные программы: Sony ACID Pro, Sony Vegas Pro, Ableton Live, Cakewalk SONAR, FL Studio, REAKTOR, Samplitude/Sequoia и другие.

Чаще всего вы будете загружать что-то готовое для анализа и обработки. Но вкратце расскажу и о создании слоя - создаете новый пустой слой и с помощью рисования частот и шума творите.

Инструменты рисования частоты и шума

Sony Spectralayers 2 Pro
SoftKey - это звучит... Это звучит!

Кстати, попробовал "пошуметь" и нарисовал из шума в редакторе надпись SoftKey - результат этого бессмысленного баловства получился довольно занятный, хотя и ожидаемый (понятное дело, что звук зависит от плотности написанных букв и того, насколько высоко на графике частот размещен такой "рисунок").

Результат можно отрендерить в аудиофайл (как весь проект, так и каждый слой по отдельности) - список доступных форматов указан в первой части обзора.

Также вы можете создать на графике участок нужной вам частоты. Сначала задаете выделение, потом через меню Process - Generate - Frequency добираетесь до диалогового окошка, в котором указываете параметры создания фрагмента, запускаете предпросмотр или сразу жмете Apply и получаете результат. В том же меню рядом с генерацией частоты расположен пункт генерации белого шума.

Для выбора участка спектра выбираете одну из трех кнопок с основной панели инструментов - создание выделения, перемещение и масштабирование выделения.

Sony Spectralayers 2 Pro
Кнопки выделения

При нажатии кнопок редактирования или извлечения компьютер нередко начинает подтормаживать - задействуются ресурсы.

Для того чтобы выбрать для работы и изменения конкретный участок звука, вам нужно воспользоваться инструментами извлечения (Extract), о которых я уже упоминал вкратце в указанном выше примере. Сначала выделяете слой, куда вы хотите извлечь данные (окрасится красным), затем слева на панели выбираете нужную кнопку - извлечение области, частоты, гармоник, шума или извлечение формы (Shape). Курсор при этом превращается в прицел. То, что вы выбрали, можно прослушать в режиме превью (кнопка Play).

Sony Spectralayers 2 Pro
Инструменты извлечения

Также можно извлечь пиковые значения (Process - Extract - Expand peaks).

Модификация извлеченных данных может быть следующего характера. Это - повышение громкости (Amplify), которое удобно сочетать с режимом просмотра 3D, клонирование (Clone) - аналог клонирующего штампа в Photoshop, или стирание (Eraser).

Sony Spectralayers 2 Pro
Инструменты модификации

Sony Spectralayers 2 Pro
Эффект Amplify + режим 3D

Также в меню Process есть блок Mix - можно настраивать каналы файла, гамму (работа с темными тонами на спектральном экране ведется подобно тому, как работает аудиокомпрессор), уровни и так называемый оффсет (offset) - с его помощью можно срезать тихие участки тех или иных частот.

Spectral casting и spectral molding - эта возможность позволяет "слепок" одного слоя распространять на другие. Один из наиболее показательных примеров того, где эта опция будет полезна (предоставляется самими разработчиками), - часто встречающееся взаимное размазывание бас-гитары или технобаса с ударными, когда в общем миксе их звук становится грязным, размытым и нечетким из-за того, что их частоты смешиваются.

Что для этого делается в других редакторах? Включается эквалайзер, и в микшере для канала ударных и баса глушатся те частоты, которые могут "забить" один инструмент другим. Или же в автоматизации создается колебание громкости или частот, чтобы во время удара барабана быстренько глушился звук баса и тут же становился снова полновесным (это уже знаю по собственному опыту).

Что делается в Spectralayers? При выборе Casting глобальный микс создает отпечаток на выделенном слое (авторы красочно сравнивают этот процесс с оставлением следов ног на пляжном берегу).

Выделяем уровень с бас-гитарой. Запускаем через меню команду Process - Mix - Cast Peaks. Нажимаем переключатель Cast selected layer, попутно указывая необходимые параметры. Смотрим результат. На рисунках мы видим выделенный слой бас-гитары и на общем миксе зеленые ударные. Наложение обоих графиков показывает места частотного конфликта. На итоговом рисунке - конфликтные области на выделенном слое баса почищены.

Sony Spectralayers 2 Pro
Выделенный слой баса

Sony Spectralayers 2 Pro
Ударные в глобальном миксе

Sony Spectralayers 2 Pro
Область конфликтующих частот хорошо видна

Sony Spectralayers 2 Pro
Выделенный слой с басом почищен от конфликтующих частот. Profit!

При выборе Molding глобальный микс сравнивается авторами с печенюшкой, на которую накладывается "формочка" выделенного слоя, и все, что находится за пределами этой формочки, отсекается, как лишнее тесто вокруг печенюшки. Можно было бы еще долго гадать о различии и вчитываться в инструкции, если бы не красочная фантазия авторов, благодаря которой становится все сразу понятно. Меню то же самое, но выбираем переключатель Mold selected layer.

На рисунках показан микс музыки и голоса.

Sony Spectralayers 2 Pro
Микс голоса и звука - хорошо видно пересечение "конфликтующих" частот

Sony Spectralayers 2 Pro
Выбранный слой с музыкой

Sony Spectralayers 2 Pro
Слой с голосом

Sony Spectralayers 2 Pro
Выделенный слой почищен точно "по формочке" под слой голоса

Некоторые нюансы, которые нужно учитывать при работе с программой

  • Нужно понимать, что сделать из трека полноценную минусовку без ухудшения звучания не получится. Никакой программой. Вырезание вокала по принципу частоты неизбежно затронет и другие "музыкальные" звуки. Так что проводить более тонкую правку с помощью этой программы - да, делать минусовки или караоке из студийных треков - это все-таки фантастика.
  • Программа не очень легка для освоения. И не только потому,что полностью на английском. Для понимания процесса надо иметь хотя бы общее представление о звуке, ну и перелопатить массу инструкций, видео и мануалов также крайне рекомендуется. Иначе сложно будет даже нормально скопировать нужный фрагмент в новый слой.
  • Если у вас при формировании спектра остается черный экран, проверьте драйверы на видеокарту.
  • Если при воспроизведении трека в программе слышите треск и заикание (glitch), проверьте буфер ASIO - во многих программах для работы со звуком в режиме реального времени это очень важный элемент. Поставьте его на значение, не меньшее, чем 512.
  • На Windows 8 может ошибочно выдаваться окно для регистрации на уже зарегистрированной программе. Просто перезапустите программу.
  • Итоги

    Программа действительно перевернула с ног на голову понятие об обработке звука. Для некоторых видов обработки она незаменима и показывает реально профессиональный подход, но если вам нужно сделать что-то простое, то вас она отпугнет свой сложностью. Впрочем, если запастись терпением и крепкими нервами, то любую сложную задачу вы можете решить если не полностью, то с наиболее удовлетворительным результатом. Для любого более-менее серьезно занимающегося звуком человека это приложение из разряда must have в личной лаборатории звука.



    Статистика
    Всего программ 26221
    Скачиваний сегодня 159
    Скачиваний вчера 985